адрес:150002, Ярославская область, г. Ярославль, Парковый проезд, дом 7
тел.:(4852) 45-03-67
e-mail:kpni450367@mail.ru
Обратная связь
ДНЕВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ
СОЦИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
ГАЛЕРЕЯ
ЖУРНАЛ
https://youtu.be/HGlowZRDhJA НАШЕ ВИДЕО
ССЫЛКИ НА ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ВОЛОНТЕРСТВО
РЕЕСТР ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
ОЦЕНКА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ
ОТЗЫВЫ О ГБУ СО ЯО КПНИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ
НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ: информация для членов семей, родных и близких
29.05.2023
ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРАКТУ
Перечень региональных и муниципальных льгот и мер социальной поддержки, предоставляемых в настоя...
подробнее
11.04.2023
ПЛАТФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
#js-show-iframe-wrapper{position:relative;display:flex;align-items:center;justify-content:center;w...
подробнее
22.01.2021
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!
...
подробнее

ПУБЛИКАЦИИ

Комплексная реабилитация инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в психоневрологическом интернате

Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Совершенствование комплексной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях социального обслуживания» (10 ноября 2010 г., Ярославль)/ Под ред. Л.М.Иванова. –Ярославль: Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области, 2010. – 116 с.

 

"Комплексная реабилитация инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в психоневрологическом интернате"

М.В.Филиппова

 директор ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат

 

    По данным ООН в мире насчитывается примерно 10% инвалидов, то есть около 600 млн.человек. В структуре причин инвалидности преобладает умственная отсталость, которая в экономически развитых странах встречается с частотой от 3% до 5%. По данным за 2008 год в 38 субъектах РФ фиксировался высокий уровень легкой формы умственной отсталости. Другие формы умственной отсталости имели высокую распространенность в 35 территориях. При этом Ярославская область, наряду с Рязанской, Пермской, Кемеровской являются неблагополучными территориями по распространению расстройств органического характера, которые имеют тенденцию к увеличению.

Поэтому за последние годы наблюдается растущий интерес к проблеме реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в современных условиях.

Совершенствование реабилитационной работы с молодыми инвалидами является важнейшим фактором при оказании социальных услуг этой категории граждан. Для решения задач по современной реабилитации молодых инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в Красноперекопском психоневрологическом интернате в 1992 году было открыто реабилитационное отделение. Основной целью его создания стало выявление и закрепление остаточной трудоспособности инвалидов с различными степенями умственной отсталости, их рациональное трудоустройство, медицинской реабилитации, социально-трудовой адаптации, профессиональной подготовки и возможной интеграции в общество, так как только при психических заболеваниях, как ни при каких других, нарушаются социальные связи и отношения. Поэтому особенностью реабилитации психических больных, является, прежде всего, их ресоциализация, возвращение в общество.

В настоящее время в отделении проживает 100 инвалидов, 62% из которых составляют женщины и 38% - мужчины. Возраст проживающих от 18 до 45 лет.

По нозологическому составу более ¾ умственная отсталость, менее ¼ составляют органические заболевания ЦНС, эпилепсия, шизофрения.

За последние годы в результате целенаправленной и плановой работы по формированию контингента проживающих реабилитационного отделения происходит постоянное увеличение количества больных с олигофренией и омоложение контингента проживающих.

Одной из функций реабилитационного отделения является прием и выпуск молодых инвалидов. В соответствии с приказом комитета по социальному обеспечению в 1993 году закреплена преемственность в реабилитационной работе между Гаврилов-Ямским детским домом-интернатом и реабилитационным отделением Красноперекопского психоневрологического интерната, создана медико-педагогическая комиссия по подбору детей, подлежащих дальнейшей реабилитации, что является одной из важнейших организационных задач. Отбор инвалидов в основном производится из Гаврилов-Ямского детского дома-интерната, а также из коррекционных школ-интернатов, из психиатрической больницы, из домашних условий. Медико-педагогическая комиссия выезжает в эти учреждения, где совместно с администрацией и врачебным персоналом обсуждаются списки кандидатов, производится осмотр ребят, проводится индивидуальная беседа с каждым. Затем с учетом показаний и противопоказаний для пребывания в реабилитационном отделении, пожеланий самих ребят, на основании совместных выводов членов комиссии, составляются перспективные планы для перевода в реабилитационное отделение. На данном этапе оценивается реабилитационный потенциал инвалида, причем анализу подлежат сохранившиеся возможности организма и личности, а не констатация утраченного. Для практических задач реабилитации знание потенциальных возможностей умственно отсталых лиц играет существенную роль и ложится в основу их социально-трудового прогноза. Сюда включены клинические характеристики, степень овладения трудовыми навыками и усвоения социального опыта в их единстве и взаимодействии. По существу уже при отборе лиц в реабилитационное отделение формируется индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которая будет уже детально составлена при поступлении инвалида в реабилитационное отделение и будет положена в основу дифференцированного реабилитационного воздействия. Показаниями для поступления в Государственное стационарное учреждение социального обслуживания Ярославской области Красноперекопский психоневрологический интернат являются: достижение 18-летнего возраста, неглубокая степень умственной отсталости, отсутствие грубых нарушений поведения, наличие трудовых и бытовых навыков.

Проживание инвалида в рамках реабилитационного отделения Красноперекопского психоневрологического интерната выводит социальный аспект ИПР на первый план. Это обучение, профориентация, трудоустройство.

Обучение в интернате, в основном трудовое, проводится по следующим специальностям: сестра-уборщица, дворник, грузчик, подсобный рабочий. Такую профессию в год получает 4-7 человек. Еще 10-15 человек обучаются следующим видам  труда: уборка помещений, чистка овощей, уход за растениями, уборка территории. Некоторые инвалиды по своему интеллектуальному уровню могут обучаться вне интерната: в вечерней школе, в швейном училище на швею, в учкомбинате на парикмахера, столяра, маляра и садовника. В последние годы ребят с такими способностями бывает по 5-6 человек.

Обучение профессиональным навыкам и трудоустройство молодых инвалидов является главной особенностью реабилитационного отделения. Это помогает избежать изоляции от общества, облегчает социальную адаптацию. Трудовое обучение выполняет развивающую функцию, воздействуя на познавательную сферу. Оно решает задачу коррекционного воздействия, способствуя формированию положительных черт личности, правильных установок и разумных потребностей. Трудовое обучение направлено и на социализацию инвалидов, так как приобщение к общественно полезному труду расширяет их социальный опыт, формирует межличностные и производственные отношения.

Рациональное трудоустройство представляет собой несколько направлений. Оно бывает внутри интерната на неполные штатные должности до 45 человек, в другие интернаты системы  социальной защиты населения после перевода из реабилитационного отделения по 5-7 человек в год. Кроме того, работает в швейной мастерской до 27 человек и вне интерната 13-16 человек.

Для дальнейшего совершенствования проводимой реабилитационной работы с молодыми инвалидами с февраля 2004 года в интернате было открыто отделение социальной адаптации. Отделение социальной адаптации в структуре инновационного экспериментального учреждения приоритетной задачей ставит создание оптимального режима проживания молодых инвалидов с интеллектуальной недостаточностью, предусматривающего оптимальную опеку, доминирующее самоуправление и самообслуживание. По сути дела, это промежуточный этап к интеграции в общество с расширением их социальных возможностей. В отделении сейчас проживает 9 человек. Все трудоустроены вне интерната. Ребята, проживающие самостоятельно, ведут домашнее хозяйство, закупают продукты, готовят завтраки и ужины. Таким образом, с одной стороны, работая на предприятии и живя самостоятельно, ребята имеют возможность психического развития, адаптации к социальной инфраструктуре, формированию у них устойчивых психологических установок на полноценное участие в жизни общества, с другой стороны в них заинтересовано общество и государство. Они являются полноценными налогоплательщиками и трудовыми ресурсами в малоквалифицированных профессиях.

Трудоустраивая инвалидов, мы столкнулись с проблемой совершенствования процесса социальной реабилитации молодых людей с умеренной умственной отсталостью, включающей в себя повышение их коммуникативных способностей. Решение этого вопроса стало возможно при наличии в штате учреждения воспитателей, дефектолога, психолога, социальных работников.

В нашем интернате успешно реализуется программа социальной реабилитации с умеренной умственной отсталостью, включающей целый ряд обучающих разделов: совершенствование навыков самообслуживания; совершенствование навыков социально-средовой реабилитации и другие многочисленные разделы. Но, по нашему мнению, особое внимание стоит обратить на совершенствование речи данной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, так как речь – незаменимая психическая функция человека, связывающая многие виды деятельности.

Сегодня в интернате ведется научная работа по совершенствованию речи и общения молодых людей с интеллектуальной недостаточностью. Изучаются их психологические особенности и возможности, разрабатываются и реализуются коррекционно-педагогические программы по совершенствованию различных компонентов речи с целью повышения коммуникативных способностей молодых людей с умеренной степенью умственной отсталости. Что обеспечит в дальнейшем их адаптацию и социализацию в обществе.

Коррекционно-педагогические программы составлены по результатам психолого-педагогического и логопедического обследования адаптированного специально для данной категории молодых людей. Результаты обследования, содержание программ и методические материалы опубликованы в специальных сборниках и хранятся в кабинете дефектолога. Специалисты интерната имеют возможность использовать их в своей работе.

Достигнутый высокий уровень социального обслуживания позволил нашему учреждению принимать участие в ежегодно проводимом в Ярославской области конкурсе «За лучшую работу в области обеспечения качества». Поэтому неслучайно в 2003 году и в 2007 году интернат дважды становился лауреатом областного конкурса, а в 2009 году стал дипломантом этого конкурса, но уже в номинации на звание «лидера» в области качества.

Вопросы качества обслуживания населения являются приоритетным направлением в деятельности нашего учреждения и уже несколько лет мы уделяем им самое пристальное внимание. Утверждена Политика в области качества, проект организационной структуры. Определен перечень основных документов системы менеджмента качества. Результаты управленческих решений и реализации основных и поддерживающих процессов находят непосредственное отражение на качестве обслуживания наших проживающих.

За 18 лет функционирования реабилитационного отделения было выпущено 152 человека: 16 после обучения и проведенных реабилитационных мероприятий вернулись в семейную домашнюю обстановку, 136 выпускников были направлены в другие дома-интернаты области.

Таким образом, социальная реабилитация как средство интеграции инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в общество, как механизм создания равных возможностей для того, чтобы быть социально востребованным. 

 

> Вернуться в раздел ПУБЛИКАЦИИ
© 2014г. Красноперекопский психоневрологический интернат
Все права защищены.
Создание сайтов - ЯрНео
Яндекс.Метрика