адрес:150002, Ярославская область, г. Ярославль, Парковый проезд, дом 7
тел.:(4852) 45-03-67
e-mail:kpni450367@mail.ru
Обратная связь
ДНЕВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ
СОЦИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
ГАЛЕРЕЯ
ЖУРНАЛ
https://youtu.be/HGlowZRDhJA НАШЕ ВИДЕО
ССЫЛКИ НА ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ВОЛОНТЕРСТВО
РЕЕСТР ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
ОЦЕНКА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ
ОТЗЫВЫ О ГБУ СО ЯО КПНИ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ
НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ: информация для членов семей, родных и близких
29.05.2023
ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРАКТУ
Перечень региональных и муниципальных льгот и мер социальной поддержки, предоставляемых в настоя...
подробнее
11.04.2023
ПЛАТФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
#js-show-iframe-wrapper{position:relative;display:flex;align-items:center;justify-content:center;w...
подробнее
22.01.2021
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!
...
подробнее

ПУБЛИКАЦИИ

Формы реализации трудового потенциала клиентов психоневрологического интерната

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Ярославской области

Красноперекопский психоневрологический интернат

 

 

М. В. Филиппова, П. С. Федорова, С. Ю. Громова

 

 

Формы реализации трудового потенциала клиентов психоневрологического интерната

(опыт ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат)

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Ярославль

2014

 

 

УДК 36

ББК 65.272

Ф 53

Печатается по решению

ГБУ СО ЯО Красноперекопский

психоневрологический интернат

 

 

Рецензент:

В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского

 

 

Ф 53

Филиппова М. В., Федорова П. С., Громова С. Ю.

Формы реализации трудового потенциала клиентов психоневрологического интерната (опыт ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат) : учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2014. – 28 с.

В данном пособии представлены материалы, раскрывающие особенности клиентов психоневрологического интерната и технологии их трудовой реабилитации. Цель пособия – помочь в организации эффективной работы с этой категорией населения с учетом специфики сопровождения процесса ее становления. Особое внимание уделено системному подходу, который используется в реабилитационной деятельности для реализации трудового потенциала клиентов.

Издание предназначено для специалистов социозащитных учреждений, студентов бакалавриата высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа» и «Социальная педагогика».

 

УДК 36

ББК 65.272

 

 

ã ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат, 2014

                                                                       ã Авторы, 2014

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………....

4

Глава 1. Характеристика клиентов психоневрологического интерната и специфики условий их проживания в учреждении……….………………….

5

Глава 2. Технологии трудовой реабилитации инвалидов…….……………..

8

2.1. Особенности трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологическом интернате…………………………………………………………………………...

8

2.2. Трудовая занятость……………………………………..….…………………..

8

2.3. Трудовое обучение………………………………………………………….…

8

2.4. Трудовая терапия………………………………………………………………

9

2.5. Трудоустройство………………………………………………………………

12

Заключение……………………………………………………………………...…

15

Библиографический список……………………………………………………..

17

Приложения…………………………………………………………………….…

20

 

Введение

Инвалиды с психическими расстройствами в нашей стране относятся к наиболее социально дезадаптированным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они имеют ограниченные возможности получить образование и заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает или не может участвовать в общественной жизни. Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства клиентов психоневрологических интернатах невозможна без предоставления им различных видов помощи, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере социально-медицинских, социально-бытовых, социально-экономических, социально-правовых, социально-педагогических и социально-психологических услуг. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей данного контингента призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и требует поиска наиболее эффективных путей и средств решения проблем в условиях их проживания в психоневрологическом интернате.

Актуальность трудового устройства инвалидов, имеющих нарушения интеллекта, обусловлена также и открывшейся в последние годы возможностью включения значительного их числа, ранее считавшихся неспособными к профессиональному труду, в сферу общественного производства и использования их в профессиях неквалифицированного труда. Большинство лиц с ограниченными умственными возможностями полностью не утрачивают способности к трудовой деятельности, однако требуют создания специальных условий, облегчающих, прежде всего, профессионально-производственную адаптацию. Основная часть инвалидов может быть трудоустроена в обычных производственных условиях, но с меньшим объемом работы и укороченным рабочим днем.

Использование системного подхода в рамках реабилитационной деятельности психоневрологических интернатов с целью реализации трудового потенциала клиентов позволит создать условия для их психического развития, адаптации к социальной инфраструктуре, будет способствовать формированию у них устойчивых психологических установок на полноценное участие в жизни общества. В осуществлении этих процессов заинтересовано общество и государство, так как в данном случае, инвалиды становятся полноценными налогоплательщиками и трудовыми ресурсами в малоквалифицированных профессиях.

 

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИЕНТОВ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА

И СПЕЦИФИКИ УСЛОВИЙ ИХ ПРОЖИВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ

 

Психоневрологические интернаты для взрослых входят в общую систему психиатрической помощи населению и предназначены для проживания больных с хроническими формами заболеваний. Обычно это люди, неспособные жить в семье и обществе в силу утраты либо недоразвития способностей к самообслуживанию, самообеспечению и продуктивной коммуникативной деятельности.

Социальное обслуживание в психоневрологическом интернате представляет собой деятельность по оказанию социально-медицинских, социально-бытовых, социально-экономических, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических услуг гражданам пожилого возраста (мужчины старше 60-ти и женщины старше 55-ти лет) и инвалидам первой и второй групп (старше 18-ти лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. Учреждение обеспечивает клиентам создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проводит мероприятия медицинского и социального характера, организует питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

В Красноперекопском психоневрологическом интернате функционируют 5 отделений, имеющих свою специфику.

Отделение «Милосердие» предназначено для клиентов, двигательная активность которых и способность к самообслуживанию резко ограничена. Лечебно-охранительный режим в этом отделении направлен на организацию медицинского ухода и поддержание физиологических функций клиентов.

Клиентами женского и мужского отделений являются, в основном, инвалиды I и II групп, имеющие психические заболевания. Нозологический состав проживающих данных отделений представлен умственной отсталостью умеренной и глубокой степени выраженности, органическими заболеваниями ЦНС, исходной состоянием шизофрении, эпилепсией, деменциями различного генеза (при сосудистой патологии, органических и эндогенных заболеваниях, эпилепсии); сопутствующей соматической патологией, заболеваниями опорно-двигательной системы.

В реабилитационном отделении находятся умственно отсталые молодые люди, интеллектуальный дефект которых не препятствует овладению несложными профессиями и систематическому занятию трудом, без выраженных эмоционально-волевых нарушений, полностью владеющие санитарно-гигиеническими навыками и способные к полному самообслуживанию, в данном учреждении предполагается для всех проживающих свободный режим содержания.

Отделение социальной адаптации предназначено для молодых инвалидов из числа контингента реабилитационного отделения с легкой умственной отсталостью без нарушения поведения в возрасте от 18 до 35 лет, владеющих основными социально-бытовыми навыками и способных работать на предприятиях и в учреждениях.

Необходимо отметить, что диагноз «умственная отсталость», имеющийся у большинства клиентов интерната – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Люди с ограниченными умственными возможностями отличаются недостаточным развитием психических процессов: различные по характеру и глубине нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, которые приводят к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта. У умственно отсталых людей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры головного мозга, инертность нервных процессов, повышенная склонность к сохранному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Нарушения восприятия у лиц с умственной отсталостью проявляются в замедленном темпе, сужении объема, недифференцированности признаков образов, слабая ориентировка в пространстве.

Для умственно отсталых людей свойственна недостаточность внимания, особенно произвольного, которое определяют точность восприятия, прочность запоминания, направленность и продуктивность мышления, воображение. Их внимание пассивное, непроизвольное. Низкий уровень произвольного внимания умственно отсталых связан с недоразвитием волевых качеств (нетерпение, выкрикивание отдельных реплик, задавание не относящихся к теме вопросов) [14].

Касаясь процессов запечатления, сохранения и последующего узнавания или воспроизведения того, что было в прошлом, то есть памяти, можно отметить следующее. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала у умственно отсталых людей достаточно низкая. При воспроизведении они многое пропускают; переставляют местами элементы, нарушая логику; часто повторяются; привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях. Объем запоминаемого очень ограничен. У умственно отсталых превалирует непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием.

Характеризуя интеллектуальную недостаточность умственно отсталых людей, М. С. Певзнер утверждает, что она выражается в неспособности к отвлеченным обобщениям, к установлению взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу и синтезу. Их мышление стереотипно и плохо подвижно, имеет наглядно-образный, ситуационный характер. При знакомстве с предметом умственно отсталый человек замечает только резко очерченные его части и невсегда самые существенные, затрудняется различать близкие по спектру цвета [28].

По данным ряда специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения [31].

Всех инвалидов, постоянно проживающих в Красноперекопском психоневрологическом интернате, исходя из критерия уровня их социальной активности, можно условно разделить на три группы:

  • низкий уровень, который предусматривает обучение проживающих самостоятельному приему пищи, гигиеническим навыкам, навыкам по самообслуживанию. С данным контингентом воспитатели проводят несложные занятия по музыке, физической культуре, изобразительной деятельности, занимаются лепкой и т. д. Эта работа проводится с целью развития восприятия, воображения, моторики и предотвращения деградации имеющихся навыков.
  • средний уровень, предполагающий проведение системы мероприятий коррекционно-воспитательного и трудового характера, направленных на активацию имеющихся и выработку новых социально-бытовых навыков и трудовых установок. Для реализации данной системы мероприятий проживающие вовлекаются в различные кружки: бисероплетение, вышивка, спортивные секции, танцевальный, драматический и т. д. При этом воспитатели ставят следующие цели: сохранение и обязательное применение санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, выработка трудовых установок и усвоение элементарных трудовых операций, социальная адаптация в условиях интерната.
  • высокий уровень социальной активности, который позволяет вырабатывать социально-трудовые, культурно-бытовые навыки и знания в необходимом объеме. Основными задачами реабилитационной работы с данной группой являются: формирование системы морально-нравственных ориентиров, расширение представлений об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков, ориентировка в сферах общественной жизни.

Помимо личностных особенностей клиентов, обусловленных их заболеванием, на социальную ситуацию реабилитационного процесса также оказывает существенное влияние учреждение, в котором обслуживаются инвалиды. Психоневрологический интернат в отличие от психиатрической больницы имеет существенные особенности: стабильный состав больных, пожизненное пребывание в этом учреждении, преобладание лиц с выраженной умственной отсталостью, необходимость создания «домашней обстановки» в связи с многолетним пребыванием больных в однообразных условиях и ограниченным выбором видов занятий и досуга. Очевидно, что существенная роль отводится бытовому устройству клиентов, созданию для них комфортных условий проживания, обеспечению возможностей межличностных контактов на основе общности интересов. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи, стоящие перед коллективом  интерната:

  • создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;
  • организация ухода за клиентами, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга;
  • организация посильной трудовой занятости инвалидов.

В соответствии с основными задачами коллектив учреждения осуществляет:

  • активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;
  • бытовое устройство, обеспечивая клиентов благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;
  • организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;
  • диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;
  • обеспечение нуждающихся клиентов слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и креслами-колясками;
  • организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни, в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Умственно отсталые клиенты интерната в виду нахождения в условиях закрытого психиатрического учреждения подвержены отрицательному воздействию «больного окружения» и однообразной обстановки, способствующей развитию явлений госпитализма. Оно имеет следующие признаки: монотонный образ жизни; ограниченность связей с внешним миром; бедность впечатлений; скученность, недостаточность жизненного пространства; зависимость от персонала; ограниченные возможности занятости; регламентированность деятельности социального учреждения. Данная ситуация усугубляется еще и тем, что клиенты интерната в силу особенностей своей психики не способны к активному побуждению, самостоятельным поступкам. Особенно актуальна эта проблема для отделения «Милосердие», так как в нем находятся пациенты, которые не передвигаются или передвигаются в пределах комнаты, с тяжелыми соматическими и неврологическими расстройствами, с глубокой степенью слабоумия, дезориентированные в месте, времени, окружающей обстановке, неспособные к самообслуживанию, обучению простейшим трудовым навыкам, к общению с окружающими, нуждающиеся в полном медицинском и бытовом уходе.

Многолетнее воздействие данной средовой ситуации негативно сказывается на жизнедеятельности клиентов. У них возникают черты, нивелирующие личностные особенности, характеризующиеся ограничением интересов и желаний, в результате чего больные становятся похожими друг на друга по поведению и внешней экспрессии.

Таким образом, в психоневрологических интернатах проживают пожилые люди и инвалиды в возрасте от 18 лет, страдающие психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические стадии и необратимость болезненных явлений. Эти категории граждан нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию.

 

Глава 2. ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

 

2.1. Особенности трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологическом интернате

 

В психоневрологических интернатах находятся больные с хроническими психическими заболеваниями, которые в значительной степени изменили их личностные качества, что проявляется в разрушении мотивационно-потребностной сферы, утрате установки на трудовую деятельность. При умственной отсталости эти качества даже не сформированы. Указанные причины являются основанием использования в практике понятие «трудовая реабилитация», которая направлена на восстановление или формирование трудовых навыков. При этом важно отметить, что ввиду обозначенных выше факторов, возможность восстановления (формирования) профессиональных навыков у данного контингента ограничена.

Тяжесть клинико-психологического состояния клиента учреждения определяет цели и задачи реабилитации не только конкретного человека, но и саму систему реабилитационных мероприятий в психоневрологическом интернате, которая не ставит целью полное восстановление личностного и социального статуса и тем более приобретение профессии.

Трудовая реабилитация реализуется в различных формах: трудовая занятость, трудовое обучение, трудовая терапия, трудоустройство. В основу разграничения этих форм трудовой реабилитации положен организационно-правовой принцип, под которым подразумевается соответствие клинического статуса и функциональных возможностей инвалида требованиям, предъявляемым ему характером и условиями труда. Основными целями трудовой реабилитации являются: формирование мотивации к трудовой деятельности, профессиональному самоопределению; формирование профессионально значимых умений, навыков, выработка трудовых установок; профориентация, профконсультирование; содействие в трудоустройстве; социализация; компенсация нарушенных функций.

 

2.2. Трудовая занятость

 

Трудовая занятость – необходимость занятия инвалида трудом. Как правило, связано с элементарной бытовой деятельностью по самообслуживанию, созданию уюта, порядка, чистоты в комнатах. Занятия элементарным хозяйственно-бытовым трудом позволяет инвалидам вступать в социальные связи с персоналом и другими больными, делает возможным лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Трудовая занятость инвалидов напрямую соотносится с проблемой профессиональной реабилитации инвалидов, профессиональной ориентацией и переобучением. Эти положения отражены в исследованиях следующих авторов: О. С. Андреевой, С. А. Мельникова, А. А. Грачева, В. В. Петрова [2, 4]. Трудовая занятость инвалидов в психоневрологических интернатах является первым, начальным этапом адаптации инвалидов в этом учреждении. Занятия элементарным хозяйственно-бытовым трудом позволяет инвалидам вступать в социальные связи с персоналом и больными, делает возможным лучше ориентироваться в окружающей обстановке, дает информацию о задачах этого учреждения, о понимании своего места среди других инвалидов.

 

2.3. Трудовое обучение

 

Трудовое (профессиональное) обучение составляет основу образовательной политики, которая заключается в том, чтобы подготовить личность, обладающую социально значимыми качествами, определенными знаниями и мобильными профессиональными навыками, способную в современных экономических условиях успешно адаптироваться на производстве, в коллективе и повседневной жизни.

Обучение трудовой деятельности состоит из нескольких стадий:

  1. Стадия движения – включение моторики, устранение некоординированности движений, упражнение мелкой моторики пальцев рук.
  2. Стадия действия, то есть определенной трудовой операции, наполненной содержанием.
  3. Стадия деятельности – осознанная мотивированная и целенаправленная активность, в которой реализуется совокупность общественных по своей природе отношений.

В процессе трудового обучения происходить обучение трудовой деятельности. Технология трудового обучения умственно отсталых лиц положена в основу разработки программ трудового обучения. В указанных программах основное место занимают программы обучения обслуживающим видам труда (санитарки-уборщицы, дворники, грузчики, садовники и др.). Содержание каждой программы включает теоретическую часть (знания об инвентаре, рабочей одежде, спецсредствах, спецоборудовании) и практические занятия, во время которых отрабатываются конкретные навыки и умения.

Трудовое обучение является важным звеном реабилитационного процесса как аналог профессионального обучения. В его основе лежит программа трудового обучения лиц с умственной отсталостью, разработанной сотрудниками ЦИЭТИНа. На основе этого составлен «Тематический план» по обучению рабочим профессиям.

Профессионально-трудовое обучение происходит на специально оснащенных рабочих местах. В процессе занятий учитываются потенциальные возможности инвалида, соединяется теоретическое обучение с закреплением практических навыков на рабочем месте под контролем инструктора по трудовому обучению (инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий).

Трудовое обучение проводится в несколько этапов.

На первом этапе проводятся занятия, направленные на восстановление и компенсацию нарушенных функций, стимуляцию психического и физического развития с опорой на сохранные функции. Проводятся занятия по закреплению навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, развитию психомоторики и сенсорных процессов, ручного труда.

На втором этапе происходит общая ориентация клиентов в мире труда и профессий. Начинается обучение различным доступным видам труда с целью последующего выбора одного из них для более глубокой подготовки.

На третьем этапе происходит выработка умения проживать в обществе, коллективе, приобщение к производственному труду с формированием уже определенных профессиональных наклонностей; воспитание чувства ответственности и понимания необходимости труда.

 

2.4. Трудовая терапия

 

Трудовая терапия – один из методов терапевтического воздействия, которые применяются в социальной работе для оказания помощи пожилым людям и людям с ограниченными возможностями с целью приобретения, восстановления и поддержания навыков трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи.

Как считает О. С. Андреева, трудотерапия – один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность [2]. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности. Основная цель трудотерапии – восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций [10].

Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита. Благоприятное воздействие труда, по мнению Н. Ф. Дементьевой и А. А. Модестова, в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом [5]. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Особое значение трудовая терапия приобретает при психических расстройствах, так как оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.

Вовлечение пожилых людей в общественную деятельность методом трудотерапии может принести оздоровительный эффект, поскольку в процессе восстанавливаются навыки и интерес, изменяются личностные установки, возникает более оптимистическое восприятие для себя и других.

При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов необходимо учитывать в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах. Как считает О. А. Богданова [3], при групповых формах работы трудовая терапия активизирует, организует и коллективизирует деятельность больных, оказывает положительное влияние на формирование ценностных ориентаций и потребностей. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме. Требованием к организации трудотерапии выступает обеспечение многообразия трудовых процессов и постепенного их усложнения, поддержания интереса к труду, психологический комфорт, постоянное наблюдение лечащим врачом и трудинструктором. Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологическом интернате – это выявление трудовой ориентации. При олигофрении воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум [13, 14].

По мнению Е. И. Холостовой [25, 26] общеукрепляющая трудотерапия направлена на восстановление физиологической толерантности пациента до определенного уровня. Она начинается на самых ранних этапах реабилитации и представляет собой выполнение самых легких заданий и операций, целью которых служат отвлечение человека от мыслей о болезни, повышение жизненного тонуса, заинтересованности в активных физических действиях, мотивации к выздоровлению и восстановлению трудоспособности. Как пишет Т. В. Зозуля, восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств больного и восстановление нарушенных функций организма [10]. Она проводится в основном в адаптационный период реабилитации, когда происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности, восстанавливаются и компенсируются нарушенные функции. Восстанавливающая трудотерапия включает тренировку пострадавших функций и использование заместительных функций при выполнении определенных операций, необходимых для жизнеобеспечения в быту, или при выполнении трудовых операций.

Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Учебные тренирующие или производственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение психофизиологических систем организма больного [14].

Трудовая терапия приобретает особое значение для реабилитации психически больных с выраженными психическими расстройствами, которые надолго изолируются от общества и близких. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в психоневрологических интернатах служат лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства, спеццехи.

Лечебно-трудовые мастерские (далее ЛТМ) представляют собой основную базу для организации трудовой деятельности клиентов, где осуществляется производительный труд, где инвалид может убедиться в результатах труда, увидеть его «конечный» продукт. Подсобные хозяйства включают садоводство, цветоводство и др.

Существенной формой занятости инвалидов трудом в психоневрологических интернатах является зачисление их на штатные должности, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение.

Разновидности профессиональной реабилитации:

1. Общеукрепляющая (тонизирующая) – является средством повышения жизненного тонуса проживающего.

2. Обучение самообслуживанию (социально-бытовая реабилитация). Цель – устранение беспомощности клиента.

3. Восстановительная – функциональная, медицинская реабилитация (трудотерапия). Её целью является воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему восстановления нарушенных функций.

4. Развлекательная (терапия занятостью). Её цель – через досуговую, творческую деятельность развить трудовые навыки.

5. Профессиональная – направлена на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.

Е. И. Холостова [25] выделяет правила, которыми нужно руководствоваться при назначении трудотерапии:

1. Показания и противопоказания к трудотерапии определяются при индивидуальной оценке физического и психического состояния инвалида и степени функционального повреждения.

2. Назначение трудотерапии осуществляется врачом, который определяет начало трудотерапии и характер – особенности (трудовой режим, дозировку, методику занятий, вид трудовых движений).

3. Трудотерапия включается в систему единой реабилитационной и сочетается с другими используемыми методиками реабилитации.

4. Предпочтительно более раннее начало, легкой и доступной трудотерапии, соответствующей возможностям клиента.

5. Ведущими при её назначении являются медицинские показания, но эффект от неё гораздо больше, когда дополнительно учитываются особенности и пожелания клиента.

6. Необходим медицинский контроль и оценка эффективности.

Основные составляющие процесса трудотерапии:

1. Учет пожеланий и интересов самого клиента.

2. Требования к труду.

3. Возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы.

4. Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс.

5. Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов.

6. Поощрение или вознаграждение за труд.

7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда).

8. Межличностные отношения клиентов.

9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда.

Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. О. А. Богданова выделяет главные задачи трудовой терапии инвалидов, которые состоят в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности [3].

Необходимо отметить, что организация трудовой терапии инвалидов в защищенных условиях имеет ограниченные возможности, которые определяются и тяжестью состояния здоровья инвалидов, и ограниченными реабилитационными ресурсами учреждения.

Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

Практическая значимость программы по трудовой терапии инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности. Специалистами учреждения была разработана программа трудотерапии для инвалидов с психическими отклонениями, проживающими в психоневрологическом интернате, целью которой является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению, организация досуговой деятельности, обучению навыкам и умению заниматься спортом.

За время проведения программы инвалиды приобрели навыки личной гигиены, самообслуживания, ответственности за порученный им объект, успешно развиваются дружественные отношения в группе. При проведении мероприятий в группах по интересам отмечается взаимопомощь и взаимовыручка среди проживающих.

Важно заметить, что клиенты психоневрологического интерната – граждане пожилого возраста и инвалиды – имеют право на добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями.

Таким образом, включение трудотерапии в реабилитационные программы психоневрологического интерната имеет цель, как можно дольше сохранить физическую, психическую и социальную активность клиентов, снизить уровень зависимости от посторонней помощи. В процессе работы на практике можно убедиться, что правильная организация трудовой деятельности клиентов создаёт у них благоприятный эмоциональный фон, восстанавливает связь с коллективом, сглаживает чувство одиночества, тревоги, депрессии, освобождает от сознания собственной неполноценности.

 

2.5. Трудоустройство

 

Трудовое устройство – система организационно-правовых мер, содействующих восстановлению трудоспособности инвалидов, обеспечивающих использование их на работе, показанной им по состоянию здоровья

Трудоустройство инвалидов представляет собой сложную проблему, особенность которой состоит в том, что инвалидность, заболевание, дефект ограничивают выбор профессии по интересам и склонностям. На первый план выступает задача поиска доступной работы, соответствующей функциональному состоянию инвалида, включая состояние психической сферы.

Трудоустройство инвалидов, находящихся в психоневрологических интернате, имеет правовые аспекты. Трудовые взаимоотношения рассматриваются как общественно-трудовые отношения, по которому один субъект/работник обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект/работодатель обязан предоставить работу, обеспечивать безопасные условия труда и оплачивать труд работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда.

Трудоустройство инвалидов осуществляется по двум направлениям: трудоустройство на штатных должностях в самом интернате и на внешних объектах. Отметим, что труд, осуществляемый инвалидами вне интерната, способствует расширению социального опыта, укреплению социальных связей со здоровым окружением, создает предпосылки для социальной интеграции. При таком трудоустройстве они вынуждены пользоваться городским транспортом, ориентироваться в окружающей обстановке, устанавливать производственные и другие контакты. На внешних объектах инвалиды трудоустроены в должностях дворников, уборщиц, санитарок.

Одной из важнейших задач при трудоустройстве инвалидов является ориентация каждого на оптимальную для него профессиональную деятельность в целях использования всех его возможностей и мобилизации имеющихся ресурсов.

 

Рекомендуемые условия и характер труда в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности

 

Степень интеллектуальной недостаточности

Характеристика контингента

Степень ограничения трудоспособности

Рекомендуемые условия и характер труда

Легкая, умеренная

Устойчивость эмоцииональной сферы, уравновешенность нервных процессов, отсутствие стойких сомато-неврологических нарушений, относительная сохранность внимания, хорошая врабатываемость

Трудоспособны

в обычных производственных условиях

Ненормированный рабочий день;

свободный темп; обычные условия труда; умеренное физическое напряжение

Легкая

Замедление темпа психической деятельности, повышенная утомляемость, неустойчивость и истощаемость активного внимания, невыносливость к физическому и психическому напряжению

Трудоспособность ограничена

Выполнение одно-сложных, однотипных трудовых операций, дозированных по времени и объему, облегченные условия труда

Легкая и умеренная с эмоционально-волевыми нарушениями

Повышенная возбудимость, нарушение активного внимания, недостаточная способность к концентрации, быстрая истощаемость волевого усилия, трудовые навыки неустойчивы

Трудоспособность ограничена

Активное, поэтапное включение в трудовые процессы; индивидуальный темп

Умеренная с эмоционально-волевыми нарушениями

Глубокая степень умственной отсталости, психомоторная заторможенность, рас-стройства внимания и памяти, трудовые навыки вырабатываются медленно и нестойки

Нетрудоспособны в обычных условиях производства

Работа только в специализированных условиях

Умеренная

Моторная неловкость, медлительность, приобретение трудовых навыков затруднено

Нетрудоспособны в обычных

производственных условиях

Выполнение элементарных операций под наблюдением

 

При вовлечении лиц с ограниченными умственными возможностями в трудовую деятельность необходимо принимать во внимание наличие сопутствующих соматических заболеваний, которые отягощают их клинический и трудовой прогноз.

 

Заключение

 

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждении, на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.

В психоневрологических интернатах проживают инвалиды 1 и 2 групп, страдающие психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические стадии и необратимость болезненных явлений. Эти категории граждан нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию, в возрасте от 18 лет и до конца жизни. Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности.

Технологии трудовой реабилитации умственно отсталых лиц положены в основу комплексной программы занятий с проживающими в интернате, целью которых является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению. При проведении данных мероприятий обязательно учитываются показания общего заболевания инвалида, показания к трудотерапии, желание участвовать в занятиях, непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого проживающего, комплексность, нагрузку и увеличение времени занятий по трудотерапии. Материально-технической базой являются лечебно-трудовые мастерские, посещая которые, инвалиды обучаются интересующей их профессии и имеют возможность впоследствии быть трудоустроенными в интернате и за его пределами. Внедрение данной комплексной программы позволило снизить количество девиаций у проживающих, активизировать социально-полезную деятельность инвалидов (сформировать и развить у них позитивные социально-трудовые навыки), что, в свою очередь, положительно отразилось на социальной адаптации и реабилитации проживающих инвалидов с ограниченными умственными возможностями.

Таким образом, проводимые профилактические и развивающие процедуры позволяют осуществлять необходимую социотрудовую реабилитацию и формировать необходимые социальные и трудовые компетенции, в том числе такие, как:

- минимальный уровень коммуникативной культуры;

- способность к освоению практических трудовых навыков;

- стремление к формированию и развитию социально полезных личностных качеств;

- формирование рефлексивной культуры.

Необходимо отметить, что трудовая деятельность для людей с ограниченными умственными возможностями является средством компенсации нарушений, а также влияет на поведение человека: улучшается ориентировка в пространстве и речевые функции, повышается четкость и осмысленность восприятия изображения, формируется самостоятельность и ответственность.

Обобщая изложенный материал, можно сказать, что организация социально-трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологическом интернате носит комплексный характер. Это позволяет разносторонне воздействовать на личностно-психологические и психофизиологические стороны развития (формирование и восстановление) инвалидов. Кроме того, технологии социально-трудовой реабилитации инвалидов, находящихся в психоневрологическом интернате, отражают системный подход, взаимосвязь, взаимозависимость, и последовательность собственно реабилитационных мероприятий и взаимодействие различных специалистов. Результативность технологий социально-трудовой реабилитации сказывается в обобщенном виде в повышении уровня социальной адаптации, уровне социального развития.

 

Библиографический список

 

  1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида : перевод с английского. – М. : Педагогика, 2001.
  2. Алексеева, А.А. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность». Президентская программа «Дети России». – М., 2000.
  3. Андреева, О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов. – М., 1997.
  4. Андреева, О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2000. – № 4.
  5. Андреева, О.С., Сазонов, В.С., Рязанов, Д.П. Анализ отечественного и зарубежного опыта профессиональной реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. – М.,1996. – С. 10–61.
  6. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 224 с.
  7. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: учебное пособие для студентов – М. : Владос-пресс, 2004.
  8. Богданова, О.А. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах. – Вологда, 2006. – 58 с.
  9. Бухановский, А.О. Общая психопатология. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998.
  10. Вайзман, Н.П. Реабиоитационная педагогика (медико-психолого-педагогические аспекты). – М. : Просвещение, 1995.
  11. Васильева, Л.Г. Философские аспекты социальной интеграции человека с ограниченными возможностями : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – Чебоксары : ЧГУ, 2006.
  12. Гаубрих, Н.Ю. Медико-биологические и социальные факторы, обусловливающие различные уровни социально-трудовой адаптации при олигофрении (в аспекте задач врачебно-трудовой экспертизы и трудового устройства) : дисс. канд. мед. наук. – М., 1979.
  13. Гришина, Л.П. Инвалидность как многофакторная проблема. – М., 2003.
  14. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
  15. Гусак, Ю.Л. Технологии социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста // Социальное обслуживание. – №11. – 2012. – С. 94–110.
  16. Гусева, Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ. – Н. Новгород : НГМА, 1999.
  17. Дементьева, Н.Ф. Проблемы реабилитации лиц с ментальными нарушениями // Материалы Российско-Германской научно-практической конференции «Реабилитация лиц с ментальными нарушениями». – Н. Новгород, 2003. – С. 4–10.
  18. Дементьева, Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 1998. – № 1.
  19. Дементьева, Н.Ф., Устинова, Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов. – Тюмень, 1995.
  20. Дементьева, Н.Ф., Дудыкина, Н.В., Шипова, Н.В. Предпосылки расширения реабилитационной деятельности психоневрологических интернатов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2005. – № 3.
  21. Дементьева, Н.Ф., Модестов, А.А. Дома-интернаты: От призрения к реабилитации. – Красноярск, 1993.
  22. Дементьева, Н.Ф., Устинова, Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. – М., 2001.
  23. Дементьева, Н.Ф., Холостова, Е.И. Социальная реабилитация : учебное пособие. – Москва, 2004. – 300 с.
  24. Дементьева, Н.Ф., Шаталова, Е.Ю. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. – Москва, 1992.
  25. Динамика структуры контингента психоневрологических интернатов в хронологическом и историческом аспектах развития учреждений // Вестник Всероссийского общества специалистов медико-социальной экспертизы, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2005. – №4.
  26. Дудыкина, Н.В., Шипова, Н.В. Социально-терапевтическая среда для инвалидов в условиях психоневрологических интернатов // Вестник Всеросс. общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2005. – №3.
  27. Жигарева, Н.П. Особенности трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологическом интернате // Психология инвалидности: хрестоматия / сост. О.В. Краснова. – М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – С. 326–336.
  28. Зозуля, Т.В., Свистунова, Е.Г., Чешихина, В.В. Комплексная реабилитация инвалидов : учебное пособие для вузов. – М., 2005.
  29. Карпова, Т.П. Концепция независимой жизни инвалидов в социальной политике государства : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук. – Саратов, 2005.
  30. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. – М. : Просвещение, 1994.
  31. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие для вузов. – М. : Академия, 2005.
  32. Коррекционная педагогика / под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2002.
  33. Львова, Е.Н. Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями: Методические рекомендации к спецкурсу. – Ульяновск : УлГУ, 2002.
  34. Львова, Е.Н. Технологии профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях современного общества : методическое пособие. – Ульяновск, 2004.
  35. Новоторцева, Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь. – З-е изд., перераб. и доп. – Ярославль : Академия  развития, 1999. – 143 с.
  36. Новые возможности трудоустройства инвалидов с интеллектуальными нарушениями / Е.М. Старобина, М.В Агрба и др. – СПб., 2000. – С. 40.
  37. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 ноября 1995 года (в редакции ФЗ от 31.12.2005 № 199-ФЗ) // Информационно-правовая система «Консультант плюс».
  38. Осадчих, А.И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Медицинская реабилитация / под ред. В.М. Боголюбова. – Пермь, 1998. – Т.1.
  39. Основы социальной работы. – М., 2007.
  40. Петрова, И.В. Организация трудотерапии для граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания // Работник социальной службы. – №3. – 2006. – С.15–21.
  41. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. – М. : Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 2007.
  42. Реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта ограничениями средствами образования / под ред. В. И. Слободчикова. – М. : Образование, 1996.
  43. Суховей, И.М. Реабилитация молодых инвалидов. – М., 2005.
  44. Теория и методика социальной работы. Ч1. – Москва, 1994.
  45. Теория социальной работы / под. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М. : Юристъ, 1998.
  46. Трухина, Е.В. Методы трудовой реабилитации инвалидов с психической патологией в стационарном учреждении социального обслуживания // Работник социальной службы. – 2012. – № 6. – С. 76–81.
  47. Тювина, Н.А. Психические заболевания: клиника, лечение, профилактика. – М., 1995.
  48. Холостова, Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии // Развитие социальной реабилитации в России. – М., 2000.
  49. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы : учебник / под общей ред. проф. Е.И. Холостовой. – М. :ИНФРА, 2004. – 400 с.
  50. Холостова, Е.И., Дементьева, Н.Ф. Социальная реабилитация. – М., 2002.
  51. Холостова, Е.И., Дементьева, Н.Ф. Социальная реабилитация : учебное пособие. – 2-изд. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 340 с.
  52. Холостова, Е.И., Дементьева, Н.Ф., Социальная реабилитация : учебное пособие. – М. : «Дашков и К», 2006. – 340 с.
  53. Шабалина, Н.Б. Реабилитационный потенциал личности в теории и на практике // Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. – М., 2002. – С.14–23.
  54. Шипова, Н.В. Социализирующее воздействие труда как предпосылка интеграции в общество лиц с интеллектуальной недостаточностью // Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Центрального научно-исследовательского института Экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. – М. : ФГУ ФБ МСЭ, 2005.
  55. Шипова, Н.В. Социальные технологии в реализации трудовой и досуговой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью // Материалы научно-практической конференции МГУС. – М., 2005.
  56. Шипова, Н.В. Трудовая и досуговая деятельность в социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью, находящихся в стационарных учреждениях социальной защиты // Матер. научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной работы в условиях реформ». – М.:  МГУС. 2005. 0,5 п.л.
  57. Шипова, Н.В., Дудыкина, Н.В. Социальная работа в психоневрологических интернатах в связи с задачами реабилитологии инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. – № 1.
  58. Яковлева, Н.А. Реабилитация умственно отсталых лиц молодого возраста, находящихся в стационарных учреждения психоневрологического профиля системы социальной защиты (на примере Нижегородской области) : авторефер. дисс. канд. медиц. наук. – М., 2004. – 26 с.
  59. Янишевская, Г.Ю. Трудовое обучение и профессиональная ориентация людей с умственной отсталостью в реабилитационном центре // Работник социальной службы. – 2012. – №7. – С. 46–50.

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Основные показатели работы реабилитационного отделения (в чел.)

 

 

2011 год

2012 год

2013 год

Всего проживающих

107

103

100

Трудоустроены и работают вне интерната

13

15

18

Трудоустроены на неполных штатных должностях в интернате

51

53

57

Обучаются вне интерната

5

7

7

Работают в мастерских

16

16

18

Выпуск для работы в другие интернаты области

6

3

1

Участвуют в трудоустройстве и самообслуживании

87

95

100

Выведены как несоответствующие профилю отделения

3

4

1

Выписаны домой для проживания с родственниками

1

1

-

 

Приложение 2

 

Индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности

 

1. Ф. И. О.________________________________________________________

2. Год рождения___________________________________________________

3. Образование____________________________________________________

4.Дата поступления в интернат______________________________________

5. Диагноз________________________________________________________

6. Физическое состояние (подчеркнуть): здоров, ослаблен, нарушены двигательные функции, органы чувств (какие)_________________________

7. Самообслуживание в быту (подчеркнуть): частичное, полное, помогает обслуживать других_______________________________________________

8. Степень активности в коллективе (подчеркнуть): негативистичен, пассивен, активен, подчинен, пользуется авторитетом в коллективе

9. Наличие общих умений (подчеркнуть):

  • умение считать: нет, плохо, хорошо
  • умение писать: нет, плохо, хорошо
  • умение читать, нет, плохо, хорошо

10. Активность в свободное время (подчеркнуть):

  • пользуется библиотекой: нет, да
  • участвует в самодеятельности: нет, да
  • смотрит телевизор: редко, часто
  • другие виды активности______________________________________

11. Отношение к условиям проживания (подчеркнуть): положительное, безразличное, тяготится условиями проживания.

12. Характер общения с окружающими (подчеркнуть): избирательное устойчивое, избирательное неустойчивое, неизбирательное.

13. Преимущественное отношение к другим людям  (подчеркнуть): недифференцированно-доверительное, настороженное с негативизмом, безразличное, недифференцированно-враждебное

14. Виды назначений трудотерапии__________________________________________________

15. Дата начала трудотерапии_______________________________________________________

16. Трудовые навыки на момент поступления в интернат_________________________________

17. Задачи трудовой терапии (подчеркнуть):

  • расширение познавательных интересов и навыков
  • восстановительное расширение круга интересов и навыков
  • общая активизация, занятость
  • компенсация двигательного, сенсорного дефекта
  • изменение поведенческих расстройств и недостатков
  • изменение психического состояния
  • снижение числа припадков и других пароксизмальных состояний

19.Виды труда (подчеркнуть): механизированный, ручной, подсобные работы

20.Метод работы (подчеркнуть): индивидуальный, операционно-групповой, бригадно-звеньевой

 

Дата заполнения _____________________________________________

Врач (Фельдшер)_____________________________________________

 

Дата

Длительность труда

Режим труда (охранительный, активизирующий, восстановительный)

Условия труда

Дозировка труда

Темп работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддерживающая фармако-терапия и физиотерапия

Особенности личности ра-ботающего, его психическое состояние

Отношение к труду (с желанием, пассивное, отрицательное)

Поведение в процессе труда (спокоен,

доброжелателен, общителен, вспыльчив, отвлекаем, замкнут, конфликтен

Краткие данные медицинского осмотра врача (фельдшера)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

Изменение в социально-трудовом статусе

(с указанием даты)

 

  1. Подготовлен к трудоустройству вне интерната_____________________
  2. Может проживать и работать в условиях интерната без постоянного контроля_____________________________________________________
  3. Овладел трудовыми навыками и может работать под наблюдением_____________________
  4. Может привлекаться к занятиям элементарным

трудом под наблюдением_______________________________________

  1. Социально-трудовыми навыками не овладел_______________________

Трудовые навыки, приобретенные в интернате:

  • Работает в мастерских (указать каких)__________________________
  • Выполняет внутрихозяйственные работы________________________
  • Выполняет другие работы (перечислить, какие)__________________

Отношение к выполняемой работе: положительное, безразличное, негативное (нужное подчеркнуть)

Социальные навыки, приобретенные в интернате:

  • Пользование городским транспортом
  • Совершение покупок самостоятельно
  • Навыки поведения в общественных местах
  • Другие (перечислить)__________________________________

 

 

Директор_______________________________________________________

Врач (фельдшер)________________________________________________

 

Карта «Уровень социальной адаптации»

клиента реабилитационного отделения

 

(ф.и.о.)

 

п/п

Показатель

Степень выраженности, баллы

1.

Медицинские показатели

1.1

Актуальное состояние здоровья клиента реабилитационного отделения

 

1.2

Реабилитационный прогноз

 

2.

Психологические показатели

2.1

Уровень социализации и навыки межличностного общения (адекватность самооценки; отношение к себе и другим людям

 

2.2

Владение вербальными средствами общения

 

2.3

Навыки речевого общения

 

2.4

Способность понимать, адекватно отвечать на приветствия, просьбы, замечания, возражения

 

2.5

Владение невербальными средствами общения для установления коммуникативного контакта

 

2.6

Поведение, общение и взаимодействие с людьми в разных жизненных ситуациях)

 

2.7

Мотивационно-потребностная сфера личности (мотивация к учебе, труду, выполнение домашних дел, участие в общественной деятельности, наличие познавательных потребностей и интересов)

 

3.

Социально-педагогические

3.1

Знание правил безопасности и умение их выполнять (пользование газом, электроприборами, холодной и горячей водой)

 

3.2

Знание правил дорожного движения, проезда на транспорте

 

3.3

Знание и выполнение правил безопасности поведения при встрече с незнакомыми людьми

 

3.4

Знание и выполнение правил безопасности в экстремальных ситуациях (умение оказать себе и другим первую помощь, умение вызывать милицию, пожарную службу)

 

3.5

Самообслуживание

 

3.6

Трудовые навыки

 

3.7

Уровень нравственного развития и социально-бытовой ориентации в целом

 

 

ИТОГО:

 

 

Оценка уровня развития (владения) навыка, степени выраженности показателя:

0 баллов – навык не развит

1 балл – низкое развитие показателя

2 балла – средний уровень развития

3 балла – выше среднего уровень развития

4 балла – высокий уровень развития показателя

 

Оценка уровня социальной адаптации:

0 – 16 баллов – социальная дезадаптация

17-32 балла – средний уровень социальной адаптации

33-48 баллов – выше среднего уровень социальной адаптации

49 - 64 балла – высокий уровень социальной адаптации

 

Дата заполнения карты______________

Зав.реабилитационным отделением ____________________ (подпись)

 

Карта «Показатели социального развития клиента реабилитационного отделения»

 

Ф.И.О. клиента _________________________________________

 

п/п

Показатели

Оценка, в баллах

1.

Внешняя культура поведения:

 

 

  • Неряшливость, забрежность в одежде, отсутствие культурных навыков общественного поведения

0

 

  • Безразличие к внешнему виду, отсутствие манер поведения

1

 

  • Аккуратность, культура поведения

2

 

  • Эстетическая воспитанность, чувство вкуса

2

2.

Отношение к окружающим:

 

 

  • Жестокость по отношению к другим

0

 

  • Равнодушие, невнимательность

1

 

  • Сопереживание

2

 

  • Доброта

2

 

  • Отзывчивость

2

3.

Развитие интересов, навыков, умений:

 

 

  • Отсутствие интересов

0

 

  • Интересы поверхностные, неустойчивые развлекательного характера

1

 

  • Интересы устойчивые, глубокие, социально-полезные

2

 

  • Имеются социально полезные навыки и умения

2

 

  • Социально полезные навыки и умения не сформированы

0

4.

Уровень коммуникативной компетентности:

 

 

  • Речь не понимает

0

 

  • Понимает элементарные инструкции

1

 

  • Контакт формальный с окружающими

2

 

  • Общителен

3

 

  • Свободно поддерживает беседу

4

5.

Самообслуживание:

 

 

  • Частичное

1

 

  • Полное

2

 

  • Не сформировано

0

6.

Способность к целенаправленной деятельности:

 

 

  • Не способен

0

 

  • Способен

2

7.

Наличие социальных навыков:

 

 

  • Пользование транспортом

2

 

  • Ориентация на улице и в городе

2

 

  • Адаптивное поведение в общественных местах

2

 

  • Знание правил безопасного поведения

2

8.

Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к трудовой и учебной деятельности

 

 

  • Негативное

0

 

  • Добросовестное

2

 

  • Безразличное

1

 

  •  

 

 

Оценка уровня социального развития клиента

0-10 баллов – низкий

11-17 баллов – средний

18-28 баллов – выше среднего

28-35 баллов – высокий

 

 

Дата заполнения карты______________

Зав. реабилитационным отделением ____________________

                                                                  (подпись)

 

 

Научное издание

 

Филиппова Марина Владимировна

Федорова Полина Сергеевна

Громова Светлана Юрьевна

 

 

 

Формы реализации трудового потенциала клиентов

психоневрологического интерната

(опыт ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат)

 

Учебно-методическое пособие

 

Текст печатается в авторской редакции

 

Технический редактор Ж. К. Гапонова

 

 

Подписано в печать .07.2014. Формат 60х90/16.

Объем 1,75 п.л., 1,5 уч.-изд. л. Тираж 50 экз. Заказ №

 

 

Отпечатано с предоставленного оригинал-макета в типографии

ИД «Канцлер» (ООО «Канцлер)

150008, г. Ярославль, ул. Клубная, 4-49

Телефон: (4852)58-76-33

> Вернуться в раздел ПУБЛИКАЦИИ
© 2014г. Красноперекопский психоневрологический интернат
Все права защищены.
Создание сайтов - ЯрНео
Яндекс.Метрика