ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ЭКОТЕРАПИЯ»
Программа разработана на основе исследований Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А.Аврорина Кольского научного центра РАН (авторы: Гонтарь О.Б., Святковская Е.А., Тростенюк Н.Н., Калашникова И.В., Мазуренко И.Н., Мазуренко К.Л.).
Реабилитационная программа «Экотерапия» предназначена для снижения выраженности психоневрологических дефектов у клиентов психоневрологического интерната с нарушениями умственной и физической активности. Программа нацелена на усиление реабилитационного эффекта за счет использования элементов гарденотерапии и анималотерапии.
Программа «Экотерапия» содержит не только образовательный (познание растительного и животного мира), но и реабилитационный (в том числе, арттерапия, гарденотерапия, анималотерапия, трудотерапия) и коммуникативный (развитие речевой активности, социальной адаптации) элементы в комплексе, что является основным моментом актуальности при применении этой программы. Важной особенностью является поэтапность проведения программы, которая позволяет постепенно осваивать растительный и животный мир, переходя на более сложные уровни организации от простых форм.
Помимо лечебного и образовательного эффектов данная Программа помогает клиентам в плане социальной адаптации. Целью образовательно-реабилитационной программы является снижение выраженности неврологического дефекта путем тренировки физических и психических функций. Программа направлена на повышение наблюдательности и уверенности в своих силах, развитие творческой активности, воображения, фантазии, привитие коммуникативных навыков коллективной работы и взаимодействия с другими людьми.
Задачи:
- формирование понимания взаимоотношений природы и человека;
-содействие психологическому развитию, самостоятельности, организованности при принятии решения;
- воспитание гуманности и милосердия;
- воспитание непотребительского отношения к жизни и окружающей среде обитания.
Отличительными особенностями данной программы от уже существующих являются:
1) интеграция гардено- , анимало-, арттерапевтических методик;
2) сочетание образовательного, творческого, реабилитационного и трудового моментов;
3) уникальность авторских методик развития трудового и творческого потенциалов обучающихся (изучение в процессе трудовой деятельности агротехнических приемов уличного озеленения в условиях помещения при создании миникомпозиций);
4) постепенное освоение растительного и животного мира при переходе на более сложные уровни организации от простых форм;
5) социальная адаптация путем получения профессиональных и бытовых знаний и навыков.
В качестве результатов внедрения данной терапии можно отметить следующие изменения, произошедшие у клиентов:
- снизился уровень агрессивности;
- повысился уровень коммуникабельности;
- снизился невротический настрой путем тренировки функций мелкой моторикой;
- сформировались навыки ухода за растениями и животными;
- повысилось чувство ответственности;
- развилось чувство самостоятельности;
- развилось эстетическое чувство;
- повысилась уверенность в собственных силах;
- появилась положительная динамика психоэмоционального состояния.
Кузнецовой А.Н. был разработан проект по экологическому образованию и воспитанию молодых инвалидов реабилитационного отделения интерната «Живая планета», целью которого является создание условий для творческой самореализации лиц с ограниченными умственными возможностями, формирование у них ответственного поведения и отношения к окружающему миру. Проект, рассчитанный на 3 года (с 2014 по 2016 гг.), уже после реализации первого этапа позволил достичь значимых результатов: у участников расширился кругозор и коммуникативное пространство, повысился творческий потенциал, сформировались социально значимые навыки, умения, в том числе, ответственное поведение, улучшилось физическое состояние здоровья, повысилась обучаемость (на 60%), снизилась возбудимость и тревожность (на 40%). Кроме того, важным достижением является повышение социальной активности участников проекта: более 90 % молодых инвалидов успешно реализуют себя в общественно-полезной и социально-значимой деятельности.
|