Красноперекопский психоневрологический интернат в качестве одного из основных направлений своей профессиональной деятельности рассматривает развитие потенциальных познавательных возможностей клиентов, коррекцию их поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений; выявление и закрепление остаточной трудоспособности у молодых инвалидов с различными степенями умственной отсталости. При этом конечной целью процесса обучения и воспитания является приобщение клиентов к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта, что, в свою очередь, обеспечивает адаптацию и социализацию лиц с ограниченными умственными возможностями.
Обучение профессиональным навыкам и трудоустройство молодых инвалидов является главной особенностью реабилитационного отделения. Это помогает избежать их изоляции от общества, облегчает социальную адаптацию. Трудовое обучение выполняет развивающую функцию, воздействуя на познавательную сферу. Оно решает задачу коррекционного воздействия, способствуя формированию положительных черт личности, правильных установок и адекватных потребностей. Трудовое обучение направлено и на социализацию индивидов, так как приобщение к общественно полезному труду расширяет их социальный опыт, формирует межличностные и производственные отношения.
Рациональное трудоустройство представляет собой несколько направлений: внутри интерната на неполные штатные должности, в другие учреждения социальной защиты населения, работа на различных предприятиях, организациях города.
На сегодняшний день можно выделить следующие результаты проделанной работы: на штатных должностях в интернате работают 56 человек; вне интерната – 16 человек; проходят профессиональное обучение по различным видам труда (сапожное дело, швея, дворник, садовод, санитарка-уборщица, грузчик) в соответствии с программой ЦИЭТИНа 68 человек.
Для дальнейшего совершенствования проводимой в реабилитационном отделении социально-трудовой реабилитации с молодыми инвалидами с 2004 г. было открыто отделение социальной адаптации (или социальное общежитие). Это отделение в структуре инновационного экспериментального учреждения приоритетной задачей ставит создание оптимального режима проживания молодых инвалидов с интеллектуальной недостаточностью, предусматривающего оптимальную опеку, доминирующее самоуправление и самообслуживание. Данная структура является промежуточным этапом к интеграции в общество с расширением их социальных возможностей. Все проживающие отделения социальной адаптации трудоустроены вне интерната, самостоятельно осуществляют хозяйственно-бытовую деятельность. Таким образом, работая вне интерната и живя самостоятельно, клиенты имеют возможность реально пользоваться своими правами, участвовать во всех аспектах экономической, политической, культурной жизни общества, вести полноценный образ жизни. Кроме того, у них расширяется круг общения, формируется и развивается самостоятельность. Отметим, что именно общение клиентов интерната со здоровыми людьми за пределами интерната является одним из основных социализирующих факторов. У клиентов повышается коммуникабельность и культура поведения, степень сформированности трудовых навыков, навыков самообслуживания и санитарной гигиены, расширяются знания о предметах быта и, как следствие, повышается уровень общей социальной адаптации. При этом клиенты становятся полноценными налогоплательщиками и трудовыми ресурсами в малоквалифицированных профессиях.
Необходимо отметить, что социально-психолого-педагогическое сопровождение клиентов с ограниченными интеллектуальными возможностями в процессе социально-трудовой реабилитации позволило добиться ощутимых результатов, в частности:
- клиенты отличаются дисциплинированностью (соблюдают режим), исполнительны, трудолюбивы, результатами их профессиональной деятельности довольны работодатели;
- происходит формирование мотивации на улучшение качества своей жизни, и на улучшение качества труда;
- у клиентов наблюдается положительная динамика формирования социально-бытовых навыков;
- повышается активность участия в культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- в ходе кружковой работы развиваются творческие способности клиентов.
Проводимые профилактические и коррекционно-развивающие процедуры позволяют осуществлять необходимую социотрудовую реабилитацию и формировать необходимые социальные и трудовые компетенции, в том числе такие как:
- минимальный уровень коммуникативной культуры;
- способность к освоению практических трудовых навыков;
- стремление к формированию и развитию других личностных качеств;
- формирование рефлексивной культуры;
- развитие потребности в совместной рефлексии с другими субъектами.
Практика реализации данной программы, а также постоянный мониторинг ситуации и основных показателей, отражающих происходящие изменения, свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий.
В рамках проекта «Социально-трудовая реабилитация как средство интеграции молодого человека с ограниченными интеллектуальными возможностями в общество» была разработана программа «Постинтернатного сопровождения молодых инвалидов с ограниченными интеллектуальными возможностями». Основной целью Программы является организация системы индивидуального сопровождения и поддержки молодых инвалидов с ограниченными интеллектуальными возможностями для успешной социализации и интеграции в общество.
Ожидаемые результаты Программы.
- Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
- Профессиональная самореализация выпускников психоневрологического интерната.
- Профессиональные знания, умения, навыки, компетенции специалистов социозащитных учреждений в сфере постинтернатного сопровождения выпускников психоневрологического интерната.
- Мониторинг проблем и нарушений адаптации выпускников, реализация профилактических и корректирующих действий.
- Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.
В результате у молодых инвалидов будет сформирован достаточный социальный и личностный потенциал для социализации и успешной интеграции в современном обществе, осуществиться профессиональная самореализация молодых инвалидов.
Отметим, что активизация образа жизни лиц с ограниченными умственными возможностями, вовлечение их в систематическую трудовую и общественно полезную деятельность, поощрение самодеятельности и самоуправления, . Условия, созданные в отделении социальной адаптации, практически в полной мере приближены к естественной среде жизнедеятельности обычных людей, но при этом позволяют человеку с ограниченными умственными возможностями чувствовать себя защищенным, не одиноким в аспекте межличностного общения и поддержки, ощущать себя с безопасности.
|