Клиенты реабилитационного отделения любят участвовать в различных театрализованных постановках. Для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья этот вид деятельности является своего рода терапией. Театротерапия является специфической областью психолого-педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих воспитателям активно вовлекать инвалидов в культурную и социальную жизнь общества.
С этой целью молодым специалистом Шошиной Еленой Игоревной, воспитателем реабилитационного отделения, и был открыт театральный кружок.
Искусство и культура являются эффективными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков и умений, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения, формирование активной жизненной позиции. Искусство способно сделать жизнь людей с ограниченными возможностями богатой и содержательной.
Театротерапия как одна из технологий реабилитации и социализации средствами искусства и культуры способствует творческому развитию, социальной активизации, приобретению и развитию коммуникативных навыков, апробации социальных ролей с помощью драматизации и импровизации. Взрослый человек в процессе театротерапии приобретает ценный опыт позитивных изменений. Среди основных результатов данных терапевтических воздействий можно выделить следующие:
• создание положительного эмоционального настроя;
• облегчение процесса коммуникации с другими людьми, а совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии;
• возможность обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
• возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме (театротерапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять);
• развитие чувства внутреннего контроля (занятия театральным искусством создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и, в целом, функционирования правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве);
• творческое самовыражение, развитие воображения, эстетического воспитания, художественных способностей в целом
• повышение адаптационных способностей человека посредством снижения утомления, негативных эмоциональных состояний.
• коррекция различных отклонений и нарушений личностного развития через использование потенциала личности, внутренних механизмов саморегуляции.
Отмеченные результаты достигаются за счет вовлечения лиц с ограниченными умственными возможностями в интересную и содержательную деятельность; сенсорной стимуляцией и эмоционального оживления; отреагирования чувств и переживание положительных эмоций, связанных с творческой активностью и ее результатами; психологической интеграции инвалидов, достижение ими более высокого уровня самопринятия и самопонимания.
Не смотря на то, что арттерапия в целом и театротерапия в частности вряд ли может привести к полному излечению от большинства психических заболеваний, ее применение позволяет стабилизировать состояние лиц с ограниченными умственными возможностями, продлить ремиссию и повысить качество и эффективность реализуемых реабилитационных мероприятий. Даже при хронических психических заболеваниях арттерапия может вызывать целый ряд положительных эффектов благодаря активизации физических, психологических и социальных ресурсов человека.
Теоретико-методологические основы функционирования театрального кружка, многообразие методических разработок в рамках его деятельности позволяют вовлекать в творческий процесс максимально широкий круг клиентов интерната, гибко варьировать материалами, темами и формами художественной практики, в зависимости от потребностей инвалидов и актуальной ситуации. Такие группы можно рассматривать одну из наиболее оптимальных организационных форм арттерапевтической работы, ориентированной на решение задач реабилитации.
|